Ответы на часто задаваемые вопросы

В области железнодорожного транспорта

1. Когда состоится завершение строительства пускового комплекса Томмот – Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск?

Строительство пускового комплекса Томмот-Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск ведется с 2005 года. Участниками Инвестиционного договора на создание и ввод Пускового комплекса являются: Росжелдор (государственный заказчик), Республика Саха (Якутия) и ОАО «РЖД». Генеральный подрядчик - АО «Инжтрансстрой».

В настоящее время строительство  данного объекта, имеющего степень готовности 94% (в августе 2014 года введен во временную эксплуатацию), приостановлено в связи с расторжением Государственным заказчиком Росжелдором госконтракта с генеральным подрядчиком АО «Инжтрансстрой».

Правительством Республики Саха (Якутия) предлагается достроить пусковой комплекс путем передачи ОАО «Российские железные дороги» функций заказчика с внесением в уставный капитал компании незавершенного строительством объекта и объемов финансирования из средств Федерального бюджета, предусмотренных на 2017 год.

Предлагаемое решение наиболее целесообразно, так как после завершения строительства Пускового комплекса железнодорожная линия Беркакит–Томмот – Якутск войдет в общероссийскую сеть железных дорог, эксплуатантом данного объекта будет дочернее общество ОАО «РЖД» - ОАО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии» (доли в уставном капитале компании: ОАО «РЖД» 46,85%, Правительство РС(Я) – 44,34%).

В 2017 году на достройку пускового комплекса предусмотрено финансирование в объеме 1 951,0 млн. рублей из федерального бюджета.

С учетом изложенного завершение строительства железной дороги до Нижнего Бестяха планируется Росжелдором в 2017 году.

 

2. Когда могут выйти на полную мощность грузовые железнодорожные перевозки?

Завершение строительства железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск  планируется в  2017 г.

Всего по железной дороге ежегодно перевозится более 4,0 млн тонн грузов и более 70 тыс. пассажиров.

При завершении реализации которых и выходе их на полную мощность, прогнозируемые объемы грузов, перевозимых по железной дороге Беркакит – Томмот – Якутск, с выходом на БАМ и Транссиб через станцию Беркакит возрастут с 2018 года с 15 млн.тонн до 34 млн.тонн в 2027 году.

Для обеспечения перевозок возрастающих объемов грузов Правительством Республики Саха (Якутия), начиная с 2009 года, реализуются мероприятия по увеличению пропускной  способности участка Беркакит – Томмот строящейся железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск, в том числе реконструкция станции Нерюнгри – грузовая (АО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии»).

При завершении реализации крупных инвестиционных проектов и выходе их на полную мощность, прогнозируемые объемы грузов, перевозимых по железной дороге Беркакит – Томмот – Якутск, с выходом на БАМ и Транссиб через станцию Беркакит возрастут с 2018 года с 15 млн.тонн до 34 млн.тонн в 2027 году:

- выход на проектную мощность Инаглинского угольного комплекса (ООО «Колмар (с 3 млн. тонн в 2017 до 16 млн. тонн в 2021 году);

- разработка ЗАО «Кабактинское» выход на проектную мощность в 2020 году (0,75 млн. тонн);

- разработка Таежнинского железорудное месторождение (ОАО «ГМК «Тимир») выход на проектную мощность в 2022 году (около 0,5 млн. тонн ежегодно).

 

В области воздушного транспорта

1. Высокая стоимость авиатарифов.

Относительно высокий размер авиационного тарифа на межулусные авиаперевозки по сравнению с тарифами на рейсы центрального расписания (например, в Москву и т. д.) в первую очередь обусловлен внешними расходами, так как основными составляющими тарифа являются стоимость авиационного топлива, достигающего в структуре расходов авиакомпаний до 30% (доля варьируется в зависимости от типа эксплуатируемого ВС), аэропортовые сборы, плата за аэронавигационное, метеорологическое обеспечение, затраты на поддержание летной годности, лизинговые платежи.

Высокая стоимость авиатоплива связана с транспортными расходами по доставке топлива, а также стоимостью его хранения (депонации) в межнавигационный период. Также, в аэропортах с малой интенсивностью полетов (какими являются практически все республиканские аэропорты) в связи с высокими эксплуатационными расходами (содержание, обеспечение требований безопасности и т.д.) установлены сравнительно высокие размеры ставок-сборов за аэропортовое и аэронавигационное обслуживание.

В целях снижения авиатарифов для населения действуют две республиканские программы субсидирования авиаперевозок.

  1. С 2002 года введен в действие механизм субсидирования социально значимых внутриулусных авиаперевозок.

Уровень тарифа, оплачиваемого населением, составляет в среднем 30% (70% тарифа субсидируется из республиканского бюджета). К примеру, пролететь в 2017 году из поселка  Абый Абыйского улуса (района) до села Оттох Атах этого же улуса при расстоянии 23 км стоило бы 4 735 руб., вместо установленного тарифа 1 420руб., из поселка Оленек Оленекского района до села Эйик при расстоянии 360 км население будет платить 6 442 руб. против экономически обоснованного тарифа 21 473 руб.

Фактически в 2016 году выполнено 1324 рейсов, перевезено более 25,8 тысяч пассажиров в 24 улусах республики по 115 маршрутам, освоена субсидия в размере 281,8 млн. рублей. На 2017 год на эти цели выделено 376,7 млн. рублей на выполнение 1543 рейсов.

2. На межулусных направлениях с 2012 года реализуется программа по субсидированию из республиканского бюджета межрайонных пассажирских авиационных перевозок от районных центров Арктической зоны республики до узлового аэропорта «Якутск» и в обратном направлении.

Программа направлена для граждан в возрасте до 23 лет и старше 55 лет, субсидируемый специальный тариф составляет 50% от экономтарифа. К примеру, стоимость авиабилета по маршруту Якутск – Среднеколымск по спецтарифу составляет 13 950 рублей при экономически обоснованной стоимости 27 900 рублей.

 

За 2016 год авиаперевозками по специальным тарифам воспользовались более 10,2 тыс. пассажиров. Объем финансирования составил 124,3 млн. рублей. В 2017 году объем субсидирования составил 136,5 млн. рублей.

Вместе с тем, ограниченность бюджетных средств позволяет осуществлять субсидирование авиатарифов лишь на минимальном уровне.

Поэтому Правительством республики ставится задача перед федеральным центром о необходимости софинансирования программы субсидирования внутрирегиональных пассажирских авиаперевозок.

 

2. Каким образом обновляется парк воздушных судов республиканских авиакомпаний?

Обновление парка региональных самолетов является приоритетной задачей, и работа в данном направлении ведется постоянно.

В разные годы за счет средств республиканского бюджета для местных авиалиний были приобретены самолеты российского производства Ан-3Т (7 единиц), Ан-140 (4 единицы) и 4 единицы самолета Л-410, которые полностью подтвердили заявленные летно-технические характеристики в условиях низких температур и посадок на грунтовые аэродромы. Однако, в настоящее время производство самолетов Ан-3Т, Ан-140 прекращено.

В условиях отсутствия отечественного серийного производства воздушных судов малых типоразмеров в качестве альтернативы Ан-2/3Т авиакомпанией «Полярные авиалинии» с помощью государственной субсидии в 2014 году был приобретен единственный в России самолет Pilatus PC-6 Turbo Porter (6 мест). Данный тип ВС Pilatus PC-6 определен как базовый самолет на внутриулусных перевозках на Крайнем Севере и Арктике.

Также с помощью мер господдержки в 2012-2014 гг. активно обновлялся флот среднемагистральных самолетов: на замену устаревших Ан-24 и выбывших из эксплуатации Ту-154 были приобретены современные самолеты российского производства Sukhoi SuperJet-100 (2 ед.) и канадские Bombardier Q-300/400 (5 ед.). В 2016 году авиакомпанией «Якутия» продолжена реализация мероприятий по обновлению флота. Парк воздушных судов регионального назначения пополнился 2-мя единицами российского самолета Sukhoi SuperJet-100, что увеличило парк самолетов данного типа до 4-х единиц, а также третьей единицей самолета Dash-8 Q-300 производства Bombardier в модификации с увеличенной дальностью (LR – Long Range). С июня т.г. начата эксплуатация 4-го самолета Boeing 737-800, отличительной особенностью которого являются сопряженные винглеты (законцовки крыльев), обеспечивающих более высокую топливную эффективность.

В то же время, актуальной остается проблема отсутствия отечественного производства воздушных судов востребованных типоразмеров на замену ВС Ан-2, Ан-24.

Правительство Республики неоднократно обращалось в федеральные органы исполнительной власти с предложением о необходимости производства воздушных судов регионального и малого типоразмера.

Данное предложение нашло поддержку на федеральном уровне, что было отмечено Протоколом заседания президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики под председательством Заместителя Председателя Правительства РФ Д.О. Рогозина в части производства предназначенных для эксплуатации в условиях Арктической зоны РФ легких многоцелевых самолетов вместимостью от 9 до 19 пассажирских кресел и региональных турбовинтовых самолетов вместимостью до 50 пассажирских кресел.

 

4. Как изменятся тарифы для населения при создании авиахолдинга, в частности, для жителей северных и арктических населенных пунктов.

Решение о слиянии авиакомпаний принято в интересах населения и народного хозяйства республики и было основано на анализе текущей ситуации в авиационной отрасли страны, где основной тенденцией является консолидация рынка.

Наши авиакомпании объединяются для сохранения своего присутствия на внутреннем рынке, чтобы у Якутии была своя авиация. Нельзя допускать повторения опыта соседних регионов Сибири и Дальнего Востока, которые не сумели сохранить свои компании, и вынуждены обращаться к другим авиаперевозчикам, что влияет на их транспортную автономию.

При этом создание авиахолдинга не повлечет за собой ликвидацию или «поглощение» «Полярных авиалиний», обе компании сохраняют свое юридическое лицо, свои филиалы, парк воздушных судов и свою маршрутную сеть, то есть свой бизнес.

Наоборот, создание крупного авиахолдинга будет способствовать повышению уровня безопасности полетов, повышению сервиса и качества обслуживания, повышению инвестиционной привлекательности авиакомпаний, а также сдерживанию роста тарифов.

 

  1. Кто может воспользоваться авиаперевозками по специальным тарифам и в какой период?

В рамках программ субсидируемых авиаперевозок специальными тарифами могут воспользоваться граждане РФ:

- на внутриулусных маршрутах –  граждане РФ без возрастных ограничений в течение года ежегодно;

- на межулусных маршрутах в Арктические районы республики – граждане в возрасте до 23 лет (включительно) и старше 55 лет в период с 01 апреля по 31 октября ежегодно;

- на авиаперевозки в центральные города России – граждане Российской Федерации в возрасте до 23 лет, граждане Российской Федерации – женщины в возрасте свыше 55 лет, граждане Российской Федерации - мужчины в возрасте свыше 60 лет, граждане Российской Федерации – инвалиды I группы любого возраста и сопровождающее его лицо, а также лицо, сопровождающее ребенка-инвалида, и инвалиды с детства II или III группы в период с 01 апреля по 31 октября ежегодно;

- на межрегиональные авиаперевозки в города Сибири и Дальнего Востока без возрастных ограничений в период, установленный Федеральным агентством воздушного транспорта, на соответствующий год.

 

В области автомобильного транспорта

1. 01.07.2011 принят Федеральный закон № 170-ФЗ “О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, какие изменения внесены в части проведения техосмотра, периодичность прохождения техосмотра, кем устанавливаются тарифы?

Техосмотр будет проводиться операторами технического осмотра, аккредитованными профессиональным объединением страховщиков. Аккредитацию будет проводить Российский союз автостраховщиков.

Пройти техосмотр можно в любом месте по собственному желанию. Он больше не привязан ни к месту жительства, ни к региону, в котором зарегистрирована машина. Размер оплаты за проведение технического осмотра варьируется в зависимости от вида транспорта с 492 рублей до 1115 рублей без НДС.

Для проведения технического осмотра владелец транспортного средства или его представитель, в том числе представитель, действующий на основании доверенности, оформленной в простой письменной форме, обязан представить оператору технического осмотра транспортное средство и следующие документы:

1) документ, удостоверяющий личность, и доверенность (для указанного в настоящей части представителя владельца транспортного средства);

2) свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства.

В Законе закреплена действующая в настоящее время периодичность проведения ТО (Постановление Правительства РФ от 31.07.1998 № 880).

Освобождены от прохождения ТО легковые автомобили разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн и мототранспортные средства в первые 3 года, включая год их выпуска в обращение.

Автовладельцы будут получать талон автоматически сразу при регистрации. Машинам от трех до семи лет нужно проходить его уже раз в два года. Это касается и грузовиков до трех тонн. Для автомобилей старше семи - техосмотр становится ежегодным.

Все, кто занимается перевозкой пассажиров, то есть такси, автобусы, должны будут проходить техосмотр каждые полгода. Грузовики свыше трех тонн, спецтранспорт (полицейские машины, "скорая помощь") - раз в год. Освобождаются от ТО прицепы, имеющие разрешенную максимальную массу до 3,5 тонны.

 

2. Как и на каких условиях приобретаются автобусы для оказания пассажирских перевозок?

В период с 2008-2015 годы закуплено 142 единицы автобусов, в т.ч. в 2008 году – 61 единица с привлечением средств Национального фонда возрождения «Баргарыы», 2009-2015 гг. – 78 единиц с привлечением субсидий из федерального бюджета через Министерство регионального развития Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.  

В рамках проведения VI Международных спортивных игр «Дети Азии» в 2016 году на условиях софинансирования приобретены 10 автобусов. Данные автобусы в соответствии утверждаемым Правительством Республики Саха (Якутия) Порядком предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) переданы в эксплуатацию  муниципальным образованиям Республики Саха (Якутия).

В 2015 - 2016 годах в рамках подпрограммы «Доступная среда» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Социальная поддержка граждан на 2012 – 2016 годы» и проектной программы Республики Саха (Якутия) «Доступная среда на 2013 – 2015 годы» были приобретены 4 транспортные средства со специальным оборудованием и конструктивными особенностями, обеспечивающими их доступность для инвалидов и маломобильных групп населения:

- для п. Чульман - 1 единица ЛУИДОР;

- для г. Удачный -  1 единица ПАЗ 3237;

- для г. Олекминск - 1 единица ПАЗ 3237;

- для г.Якутск – 1 единица ПАЗ 3237.

В 2014 году была начата работа по приобретению автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе в рамках подпрограммы «Автомобильный транспорт» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

В рамках данной программы на условиях софинансирования приобретено 33 единиц автобусов и техники для ЖКХ, работающих на газомоторном топливе для г. Якутска, в том числе:

- 14 ед. школьных автобусов КАВЗ 4238-75;

- 6 ед. Самосвал КАМАЗ 65115-865-30;

- 13 ед. АСМ КАМАЗ КО 505 А.

В 2016 году Минпроторгом РФ средства (субсидия) были направлены компании производителю газомоторной техники «РАРИТЭК», таким образом муниципальные районы могли покупать данную технику с существенной скидкой.

 

3. Для обеспечения транспортной доступности арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) сколько транспортных средств приобретено 2016 году, и будет ли продолжена данная работа в 2017 году?           

В рамках комплексной программы Республики Саха (Якутия) "Социально-экономическое развитие арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы», в 2016 году закуплено 7 единицы вездеходной техники для северных и арктических улусов, которые распределены по следующим улусам: Верхоянский, Усть-Янский, Среднеколымский, Нижнеколымский, Жиганский, Аллаиховский, Верхневилюйский.

Распределение вездеходов осуществляется Комиссией по отбору при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия).  Решение Комиссии оформляется протоколом и распорядительным актом Правительства Республики Саха (Якутия).

В 2017 году данная работа будет продолжена, на эти цели предусмотрено 16,3 млн. рублей (Резервный фонд Правительства РС(Я)). Предварительно планируется закупить 4 ед. транспортных средств повышенной проходимости

 

4. О системе взимания платы  с автомобилей, имеющих максимальную разрешенную массу свыше 12 тонн «Платон»

В ноябре 2015 года внесены изменения в постановление Правительства РФ от 14.06.2013 г. №504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн».

С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года (включительно) будет применяться коэффициент 0,82, что обеспечит снижение размера платы в этот период от предусмотренного постановлением №504 до 3,06 рубля на один километр пути.

Учитывая просьбы со стороны бизнеса о снижении финансовой нагрузки, Правительством РФ принято решение о введении минимального тарифа - до 29 февраля 2016 года, который составляет 1,53 рубля на 1 км пути. Он снижен на этот период на 59% с установленного ранее тарифа в 3,73 рубля. И уменьшение тарифа на 18% до 3,06 руб. за км. в дальнейшем, такой тариф будет действовать с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года включительно.

Система взимания платы работает на всей территории России с 15 ноября 2015 года. Собранные средства идут напрямую в Дорожный фонд РФ.

Кроме того, снижается размер административного штрафа за движение автомобилей массой свыше 12 тонн по федеральным трассам без оплаты возмещения вреда дорожному покрытию. Предусматривается, что указанное правонарушение влечет для водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, а также для собственников (владельцев) транспортных средств наложение штрафа в размере 5 тыс. рублей (ранее – 450 тыс. рублей). Повторное совершение указанного правонарушения влечет наложение штрафа в размере 10 тыс. рублей.

В Республике Саха (Якутия) обособленное подразделение ООО «РТ-Инвест транспортные системы» в установленные сроки открыло офис в г. Якутске по ул. Каландрашвили, 7.

По республике в данное время зарегистрировали свои транспортные средства около 671 индивидуальных предпринимателей, юридических и физических лиц.

   За 2016 года начисленные средства в Дорожный фонд РФ составили 8 215 351 рублей.

 

В области водного транспорта

       1. Будет ли субсидирование пассажирских перевозок в 2018 году по социально-значимым линиям?

   Ежегодно перевозки пассажиров водным транспортом по социально значимым линиям (маршрутам) субсидируются из республиканского бюджета. В среднем количество субсидируемых маршрутов составляет 12-14 линий (маршрутов). В навигацию 2017 года по социально значимым субсидируемым линиям выполнено 357 рейсов, по 12 линиям с охватом 78 населенных пунктов, освоено 75,54 млн рублей и перевезено 28,5 тыс. пассажиров.

Основные субсидируемые линии:

Якутск- Олекминск

Якутск- Исит

Якутск- Чэйе-Терде

Якутск- Жиганск

Якутск- Сангар

Олекминск – Ленск

Усть-Мая- Томмот

Якутск- Неелова (Тикси)

Олекминск- Якутск

Олекминск- Чапаево

Усть-Куйга- Нижнеянск

Усть-Мая- Хандыга

В навигацию 2018 года субсидирование на пассажирские перевозки речным транспортом будет осуществлено. В настоящее время идет согласование тарифов Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия).

 

2. Как решается вопрос приобретения пассажирских катеров для арктических и северных районов республики?

Приобретение пассажирских катеров предусмотрено в рамках в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012 – 2019 годы» и Комплексной программы Республики Саха (Якутия) «Социально-экономическое развитие арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Всего потребность составляет более 20 катеров для нужд 13 арктических районов.

За период 2014-2017 г.г. приобретено 9 единиц катеров, в том числе для Усть-Янского (2 ед.), Анабарского, Верхоянского, Аллаиховского, Нижнеколымского, Жиганского, Верхнеколымского и Среднеколымского улусов. Ввиду ограниченности госбюджета РС(Я), в 2018 году приобретение катеров для организации пассажирских социально значимых перевозок труднодоступных населенных пунктов арктических и северных улусов не предусмотрено.

 

В области дорожного хозяйства

1. Какие республиканские автодороги строятся?

Протяженность региональных автодорог составляет 12 509,9 км, в том числе с твердым покрытием 3 459,98 км.

В 2016 году велось строительство 16 объектов, в т.ч. 11 участков автодороги и 5 мостовых переходов. Введено в эксплуатацию 20,15 км.

Автодорога «Амга»

Объем финансирования за период 2011-2016 годы составил 2 842,6 млн рублей, в том числе из федерального бюджета 1 872,4 млн рублей.

В 2013-2016 годы введено в эксплуатацию 49,27 км дороги, в 2016 году введено 3,25 км и 39,44 п.м. В настоящее время грунтовый разрыв на участке Амга – Усть-Мая составляет 44,07 км.

В рамках второго этапа с 2019 года планируется строительство автодороги «Амга» на участке от п. Усть-Маи до п. Эльдикан.

Автодорога «Кобяй»

Объем финансирования за период 2013-2016 годы составляет 738,9 млн рублей, в том числе из федерального бюджета 129,6 млн рублей.  Введено в эксплуатацию 27,81 км автодороги и 30,0 п.м. искусственных сооружений. На сегодняшний день для круглогодичного проезда от г. Якутска до с. Кобяй осталось 58,1 км.

Строительство автодороги ведется одновременно с двух сторон: со стороны с.Кобяй в сторону Якутска, и с с.Бясь-Кюель Горного района в сторону с.Кобяй, также ликвидируется грунтовый разрыв с с.Кюерелях до с.Бясь-Кюель в Горном районе.

Автодорога «Алдан»

Объем финансирования за период 2011-2016 годы составил 903,4 млн рублей. За 2011-2013 гг. введено в эксплуатацию всего 6,7 км автодороги, в том числе мостовой переход через р. Восточная Хандыга длиной 389,4 пог. м. с подходами 1,8 км. автодороги. С 2014 года начато строительство на участке на участке р. Тыры - км 296 (2 пусковой комплекс).

В 2016 году грунтовый разрыв на участке Хандыга – Джебарики-Хая автомобильной дороги «Алдан» составил 39,5 км, для ликвидации разрыва потребуется около 4,7 млрд. рублей.

На строительство участка Эльдикан – Хандыга (а/д «Алдан») на участке р. Тыры – км 296 (2 пусковой комплекс), протяженностью 5,05 км со сроком ввода объекта в эксплуатацию в 2017 году, планом дорожных работ в 2016 году выделено 94 478,8 тыс. руб.

Во исполнение послания Главы Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова Государственному Собранию (Ил Тумэн) от 26 ноября 2015 года завершение строительства автомобильных дорог общего пользования регионального значения «Амга» до п. Усть-Мая в 2018 году, «Кобяй» до с. Кобяй в 2019 году.

В этой связи, строительство автодороги регионального значения «Алдан» приостановлено.

 

Планом дорожных работ в 2017 году предусмотрено строительство автомобильной дороги «Амга» на общую сумму финансирования – 325,9 млн. рублей. Строительство автомобильной дороги «Кобяй» - 322,5 млн. рублей. Строительство мостового перехода через р.Нюя на 114 км автомобильной дороги 1246-й км а/д "Вилюй" – Ленск – 100,0 млн. рублей. Строительство дорожно-ремонтных пунктов в п. Зырянка и п. Сайды на сумму 39,9 млн. рублей.

 

2. Когда будет круглогодичное движение по автодороге «Вилюй» от Якутска до Мирного?

На сегодняшний день на автодороге «Вилюй» семь водных преград остаются без мостовых переходов (через р. Марха, через р. Тюкян, через р. Малая Ботуобуйа и четыре водных преград через р. Вилюй).

На участках пересечения дороги с р. Вилюй на км. 660 (с. Верхневилюйск), км. 807 (с. Кюндядя), км. 956 (с. Устье), км. 1049, (с. Крестях) в летнее время действуют паромные переправы, в зимнее время устраиваются ледовые переправы.

           В 2016 году продолжено строительство мостового перехода через р. Марха на км 756+000 автодороги «Вилюй». Ген. подрядчик: ОАО «Сибмост» №68-СМ/15 от 30.11.2015г. Срок сдачи объекта – 31.10.2018 г.

            В соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов с 2018 года предусмотрено строительство мостового перехода через р. Тюкян и реконструкция мостов через р. Куккурэ со сроком завершения в 2020 году.

           Строительство мостовых переходов через р. Малая Ботуобуйа, р. Сасыр-Юрях и реконструкция мостового перехода через ручей Улахан-Мугур, с учетом высокого приоритета реализации планируется к включению в программу работ с началом строительства в 2018 году.

          

3. Как обстоят дела с содержанием автозимников?

На содержание республиканских автодорог на 2016 год предусмотрено 1 582,5 млн. рублей. Из них освоено 1 572,2 млн. рублей. Одной из основных проблем развития для арктических районов является неразвитость транспортной инфраструктуры, сезонное функционирование транспорта и высокая степень изолированности от остальных районов республики.

В Арктической зоне проживают 68 тыс. человек. Основной задачей государства является обеспечение транспортной доступности и жизнедеятельности населения.

В связи с объявлением 2014 года в Республике Годом Арктики принята Комплексная программа социально-экономическое развитие арктических и северных районов на 2014-2017 годы и на период до 2020, в рамках которой для повышения качества жизни населения реализуются мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры: развитие малой авиации, организация, приобретение вездеходной техники, речных судов, обеспечение надлежащего транспортно-эксплуатационного состояния дорог.

В целях государственной поддержки развития дорожной отрасли и обеспечения надлежащего транспортно-эксплуатационного состояния дорог в северных и арктических улусах (районах) Республики Саха (Якутия) в соответствии с распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова от 12 августа 2014 года № 757-РГ с 01 января 2015 года создано Казенное предприятие Республики Саха (Якутия) «Дороги Арктики».

Целью создания казенного предприятия «Дороги Арктики» является улучшение качества содержания и ремонта автомобильных дорог, расположенных в Момском, Аллаиховском, Кобяйском, Усть-Янском, Томпонском, Абыйском, Верхнеколымском, Верхоянском и Эвено-Бытантайском  улусах Республики Саха (Якутия). Протяженность автомобильных дорог регионального значения закрепляемых за казенным предприятием «Дороги Арктики» составляет 3 774,5 км (на территории 9 улусов). В 2016 году на содержание автозимников выделено 435,4 млн. рублей. 

Данное предприятие создано в целях оптимизации функционирования в целом дорожной отрасли в северных и арктических районах республики.

Обосновывающими факторами создания казенного предприятия «Дороги Арктики» также являются:

• высокая изношенность спецтехники, отсутствие гаражей, ДРП и квалифицированных специалистов;

• необходимость улучшения материально-технической базы;

• необходимость подготовки и устройство квалифицированных специалистов;

• изменение транспортно-логистической схемы завоза грузов в Янской и Индигирской группе улусов.

 

4. Как обстоят дела и муниципальными дорогами?

В 2016 году муниципальным образованиям Республики Саха (Якутия) на проектирование, строительство, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения было предусмотрено 1 463,24 млн. руб., в том числе из средств федерального бюджета – 195,54 млн. руб.,  из средств Дорожного фонда РС(Я) – 967,56 млн. руб., из средств государственного бюджета РС(Я) – 300,14 млн. руб.

Фактически профинансировано субсидий на сумму 1 428,53 млн. рублей или 97,6 % от предусмотренного объема, в том числе из Дорожного фонда Республики Саха (Якутия) – 959,34 млн. рублей, из федерального бюджета –185,18 млн. рублей, из средств государственного бюджета РС(Я) – 284,0 млн. рублей. Из них по направлениям:

1. Проектирование и строительство и капитальный ремонт сельских автодорог. Общий объем субсидий составил 515,85 млн. рублей. Построено и реконструировано 30,34 км и отремонтировано 19,86 км автодорог местного значения, в том числе  капитальный ремонт а/д "Борогонцы-Танда" км 40+00 - км 42,5 (2,5 км) в Усть-Алданском улусе, строительство подъезда к с.Терют в Оймяконском районе (1,5 км),  строительство участков автомобильной дороги "Чурапча-Арылах" в Чурапчинском улусе (0,98 км), Строительство автомобильной дороги "Ергелех-Хонгор-Биэ" в Намском улусе(1,31 км), реконструкция автомобильной дороги "Подъезд к с.Михайловка от автомобильной дороги "Бетюн" в Амгинском улусе (3,6 км), Строительство подъездной автомобильной дороги к с.Суола (Морукский наслег) от км 28 автодороги "Абалах" в Мегино-Кангаласском улусе (районе)" (5,407 км), Строительство подъездной автомобильной дороги к с.Партизан - автодорога "Нам" в Намском улусе (2,965 км), Реконструкция автомобильной дороги "Подъезд к с. Тумул от автомобильной дороги "Нам" в Намском улусе (1,016 км), Реконструкция подъездной автомобильной дороги к с. Графский Берег - автодорога "Нам" в Намском улусе (3,68 км), Реконструкция подъездной автомобильной дороги к с.Ой от км 72+560 республиканской автомобильной дороги "Умнас" в Хангаласском улусе (1,35 км), Строительство подъездной автомобильной дороги к участку Юрях-Кюере от 149 км региональной автомобильной дороги "Бетюнцы" в Чурапчинском улусе(3,982 км) и т.д.

2. Ремонт автодорог внутри населенных пунктов в связи с республиканскими мероприятиями. Общий объем субсидий составил 747,38 млн. рублей, в том числе  573,73 млн. рублей направлены на ремонт УДС г. Якутска. Отремонтировано 35,0 км автодорог в поселениях (в г. Удачный, п. Хандыга, с. Амга, Бетюнский наслег Амгинского улуса, с. Верхневилюйск, с.Андреевское,  с. Ытык-Кюель, г.Олекминск, п.Чульман, п.Теплый Ключ, Телейский наслег, Болугурский наслег, с.Борогнцы, г.Верхоянск, п.Батагай ит.д.) и 8,52 км улиц г. Якутска (Покровский тракт, ул.Пушкина, ул.Автодорожная, ул.Дежнева, ул.Тургенева, ул.Кузьмина, ул.Стадухина, ул.Халтурина, ул.Я.Потапова, ул.Билибина, ул.Пояркова и.т.д.).

3.  В 2016 году в рамках  реализации мероприятий проведения Года благоустройства населенных пунктов в Республике Саха (Якутия)» муниципальным образованиям РС(Я) на ремонт улиц и на ремонт дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов было выделено 200,0 млн. рублей из гос.бюджета РС(Я).

Минтрансом РС(Я) подписано 467 соглашений с муниципальными образованиями на предоставление субсидий и иных межбюджетных трансфертов из гос.бюджета РС(Я).

 

5. Какие задачи на 2017 год являются приоритетными в области дорожного хозяйства РС (Я)?

  Приоритетными задачами на 2017 год являются:

- продолжение строительства региональных автомобильных дорог «Амга», «Кобяй». В 2017 году будет продолжено строительство автодороги «Амга» в направлении п. Усть - Мая, «Кобяй» - в направлении с. Кобяй.

- поэтапное увеличение финансирования капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования в РС (Я) с приведением дорог регионального значения к нормативному состоянию. В настоящее время около 30% региональных дорог соответствует нормативам;

- дальнейшая реализация мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения. В настоящее время по итогам проводимых мероприятий в данном направлении наметилась тенденция по снижению количества ДТП в республике со смертельным исходом;

- продолжение работ по ремонту улично-дорожной сети г. Якутска;

- начиная с 2017 года, будут выделяться субсидии ремонт дворовых территорий многоквартирных домов городских округов.

 

6. Сколько поступило средств из федерального бюджета на развитие дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) в 2016 году?

На реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства по решениям Правительства Российской Федерации в рамках подпрограммы «Дорожное хозяйство» Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы»» Правительством РС (Я) в 2016 году заключено Соглашение с Федеральным дорожным агентством на строительство региональных дорог общего пользования на сумму 394,1 млн рублей. По итогам 2016 года данные средства освоены в полном объеме. На эти средства введено 3,49 км автомобильных дорог, начато строительство участков автодорог «Амга», «Кобяй» и «Алдан».

Также поступили иные межбюджетные трансферты предоставляемые в целях финансового обеспечения региональных программ в качестве компенсации выпадающих в 2016 году доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с установлением налоговой льготы по транспортному налогу в соответствии со статьей 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 36,8 млн. рублей. По итогам 2016 года данные средства освоены в полном объеме. На эти средства отремонтировано 18,0 км

На реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" в рамках государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" в 2016 году поступили субсидии в размере 261,0 млн рублей.

По итогам 2016 года введены в эксплуатацию 7 объектов общей протяженностью 29,035 км. 3. Введены в эксплуатацию следующие объекты:

- «Автомобильная дорога Якутск-Покровск-Олекминск-Ленск (а/д «Умнас») на участке Еланка-Тит-Ары км 172 с. Тит-Ары». (1,2,3 этапы ) – протяженностью 10,00 км;

- Реконструкция автомобильной дороги "Подъезд к с.Михайловка от автомобильной дороги "Бетюн" – протяженностью 3,60 км;

- Строительство подъездной автомобильной дороги к с.Суола (Морукский наслег) от км 28 автодороги "Абалах", Мегино-Кангаласский улус (район)" – протяженностью 5,407 км;

- Реконструкция автомобильной дороги "Подъезд к с. Тумул от автомобильной дороги "Нам" – протяженностью 1,016 км;

- Реконструкция подъездной автомобильной дороги к с. Графский Берег - автодорога "Нам" – протяженностью 3,680 км;

- Реконструкция подъездной автомобильной дороги к с.Ой от км 72+560 республиканской автомобильной дороги "Умнас" – протяженностью  1,350 км;

- Строительство подъездной автомобильной дороги к участку Юрях-Кюере от 149 км региональной автомобильной дороги "Бетюнцы" – протяженностью 3,982 км;

 

7. Какие улицы города Якутска будут отремонтированы в 2017 году?

В 2017 году планируется ремонт следующих улиц г.Якутска:

  • Окружное шоссе на участке от 50 лет Октября до ул. Жорницкого;
  • ул. Автодорожная;
  • ул. Каландаришвили на участке от ул.Лермонтова до ул.Ойунского
  • ул.Жорницкого на участке Объездного шоссе до ул.Строителей
  • ул.Чернышевского, ул.Хабарова на участке от ул.Кулаковского до ул.Чиряева
  • ул.Чиряева на участке от ул.Хабарова до ул.Дзержинского и.т.д.

 

8.  Какие работы проведены в рамках Года благоустройства населенных пунктов?

В 2016 году впервые из Государственного бюджета РС (Я) выделены иные межбюджетные трансферты в рамках проведения Года благоустройства населенных пунктов в Республике Саха (Якутия) в размере 200,0 млн.рублей.

С муниципальными образованиями Республики Саха (Якутия) было подписано 427 Соглашений, в том числе:

По ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов» - 13 соглашений. Всего было предусмотрено 43 млн. рублей,из них перечисленыместным бюджетам42,7 млн.рублей или 90,9% от годового лимита. Неосвоение связано с не заключением муниципального контракта МО «Город Олекминск» Олекминского района.

По ремонту улично-дорожной сети сельских населенных пунктов» заключено 371 соглашений. Всего были предусмотрены 123 млн. рублей, из них местным бюджетамперечислена 111,99 млн.рублей или 91,0% от годового лимита. Остаток средств составляет 11,3 млн.рублей, в том числе экономия от торговсоставила 11,31 млн.рублей, 1,3 млн. рублей не освоено в связи с не подписанием соглашений с 4 муниципальными образованиями -этоБереляхским и Русско-Устьинским наслегами Аллаиховского района и Омолойским и Юкагирским наслегами Усть-Янского района, 9,0 млн.рублей не освоеныв связи с не подписанием муниципальных контрактов муниципальными образованиями, а также не соответствием объектов ремонта с подписанными Соглашениями.

По «Ремонту автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов в рамках реализации работ, предусмотренных трехлетними планами благоустройства территорий» - подписано 43 соглашения. По плану было предусмотрено 30 млн. рублей, из них местным бюджетам перечислена 29,9 млн.рублей или 99,7% от годового лимита. Экономия от торгов составила 0,1 млн.рублей.

В 2017 году, в связи с завершением Года благоустройства населенных пунктов, иные межбюджетные трансферты из Государственного бюджета РС(Я) на ремонт внутрипоселковых дорог муниципальным образованиям не будет предоставляться.

 

9. Какие итоги работы Правительства Республики Саха (Якутия) за 2016 год по безопасности дорожного движения и профилактики правонарушений?

Правительством Республики Саха (Якутия) в 2016 году проводится работа по Плану дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и снижения тяжести последствий от дорожно-транспортных происшествий в Республике Саха (Якутия) на 2015-2016 годы.

В 2016 году приобретены:

  • 2 ед. автотранспорта для сопровождения организованных колон (Ниссан «Теана», УАЗ «Патриот»);
  • система видеонаблюдения для «Аэропорт Якутск».

На территории республики, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, отмечается снижение количества дорожно-транспортных происшествий на 1,3% и числа погибших на 16,8% и рост числа раненых на 1,6%. Всего в республике зарегистрировано 985 ДТП, в которых погибли 99 человека и 1278 получил травмы (в 2015 году 998 ДТП, погибли 119 человек, 1258 получили травмы).

 

10. Когда будет заасфальтирована автодорога Нижний Бестях - Нерюнгри?

К 2022 году поставлена задача завершения реконструкции дороги «Лена» с расширением и асфальтированием с доведением параметров до норм III технической категории. К 2020 году будет завершено асфальтирование до Томмота.

На автодороге «Лена» сданы в эксплуатацию 29,38 км дорог, отремонтировано 70,2 км дорог и 45,96 п.м. Введен мостовой переход через р. М. Аян на 571 км автодороги.

 

11. Возможно ли предоставления беспрепятственного проезда на платной основе ограниченного количества предпринимателей по вдольтрассовому проезду Восточная Сибирь – Тихий Океан, которая принадлежит ООО АК «Транснефть»?

Вдольтрассовый проезд нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (далее – ВСТО) ОАО АК «Транснефть» в соответствии с ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» не является дорогой общего пользования и не предназначены для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Данный проезд изначально строился для эксплуатации опасных производственных объектов ВСТО и запроектирован на интенсивность движения автомобильной техники 1 ед. в сутки, при этом не предназначен для перевозки тяжеловесных негабаритных грузов.

Технологические дороги не оснащаются дорожными знаками и разметкой, движение по ним не регулируется службами ГИБДД. А так как технологические дороги являются ведомственными объектами, то любое произошедшее движение по них дорожно-транспортное происшествие рассматривается как чрезвычайное происшествие на технологическом объекте компании-недропользователя.

Действующий порядок оформления разрешительных документов на проезд по вдольтрассовому проезду разработан и установлен в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «Правил охраны магистральных трубопроводов», утвержденных Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнодзора РФ от 22.04.1992 №9 (с учетом изменений и дополнений).

Указанные документы не позволяют ОАО АК «Транснефть» применять иной порядок оформления разрешений на любые действия лиц на территории опасных производственных объектов, включая передвижения по вдольтрассовым и технологическим проездам, являющимся неотъемлемой частью магистрального нефтепровода, отнесенного в соответствии с законом №116-ФЗ от 21.07.1997 к объекту I класса опасности (чрезвычайно высокой опасности).

Правительство Республики Саха (Якутия) с момента появления вдольтрассовых и технологических проездов, принадлежащих ОАО АК «Транснефть» и ОАО «Сургутнефтегаз», ведет работу с руководством данных компаний по обеспечению проезда для жителей населенных пунктов прилегающих районов, не обеспеченных круглогодичной транспортной связью по дорогам общего пользования.

Так, с руководством компаний достигнута договоренность по использованию проездов транспортными средствами, принадлежащими медицинским учреждениям, МЧС, правоохранительным органам, государственным органам, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) при исполнении служебных обязательств, на безвозмездной основе.

По вдольтрассовому проезду ВСТО ОАО АК «Транснефть» Талакан – Ленск допуск жителей пос. Витим, Пеледуй, Толон и других населенных пунктов Ленского осуществляется при наличии разрешения на проезд. Если ранее разрешения выдавались в г. Братск Иркутской области в течение 10 дней, то в настоящее время для упрощения этой процедуры достигнута договоренность о рассмотрении заявок в г. Ленск в 3-хдневный срок при наличии писем администрации Ленского района.

Правила об оплате проезда распространяются только на коммерческий транспорт. На владельцев частного легкового автотранспорта это требование не распространяется.

 

13. О строительстве мостового перехода через р. Лена в районе г. Якутска

Правительством Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 489-р принято распоряжение о заключении концессионного соглашения о проектировании, строительстве и дальнейшей эксплуатации Мостового перехода. В соответствии с указанием Президента Российской Федерации В.В. Путина принято решение о переносе  реализации Проекта на более поздние сроки (указание от 29 апреля 2014 года № Пр-953). Правительством Российской Федерации (протокол от 8 июня 2015 года № АД-П9-147пр) принято решение о целесообразности учета расходов на финансирование реализации Проекта за счет средств федерального бюджета в федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2020-2030 годы)».

Принимая во внимание исключительную значимость мостового перехода через реку Лена для преодоления транспортной разобщенности, а также значимость его ввода в 2022 году к празднованию 100-летия образовании Якутской АССР, было направлено обращение в адрес Президента Российской Федерации В.В. Путина о поддержке строительстве мостового перехода на основе концессионного соглашения, начиная с 2017 года, предусмотрев необходимый объем финансирования в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2020-2030 годы)», по которому указание Президента РФ от 14 июля 2016 №Пр-1342 находится на контроле в Администрации Президента РФ.

В настоящее время в качестве основного инвестора Проекта рассматривается китайская национальная строительная компания «Sinohydro Corporation Limited», которая к настоящему времени заключила 4 договора. Так, проработка различных вариантов мостового перехода на стадии предпроектных работ возложена на одну из крупнейших проектных организаций Китая «China Railway Major Bridge Reconnaissance & Design Institute Co., Ltd (BRDI).

Для подготовки полного пакета документов, требуемого в соответствии с законодательством РФ, заключены договоры с ведущими российскими компаниями АО «Институт Стройпроект» (техническое консультирование), Project Management Agency –  РМА (финансовое и юридическое консультирование) и Герберт Смит Фрилтлз (юридическое консультирование).

Китайской компанией совместно с партнерами ведется работа в соответствии с «дорожной картой», предусматривающей направление в Правительство Российской Федерации частной концессионной инициативы в мае 2017 года.

«Sinohydro Corporation Limited» направила в Росавтодор «Основные технические параметры  автодорожного мостового перехода  через р. Лена в районе г. Якутска», на основании которых предполагается  выполнить предпроектные работы, которые в свою очередь станут основой для разработки финансовой модели и определения объемов финансирования, в том числе за счет федерального бюджета, которые должны быть учтены при разработке проекта федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2020-2030 годы).

 

 

Ответы на вопросы поступившие во время прямого эфира